Надувные лодки для рыбалки — что нужно знать при выборе

Надувные ладьи для рыбалки. В настоящее время надувные лодки, предназначенные для активного передышки на воде – рыбалки, охоты, туризма, являются самостоятельным классом маломерных кораблей, определяемым как прогулочные. Эта группа лодок, пожалуй самая большая и будет разнообразная, пользуется наибольшим спросом по вполне понятным причинам. Во-первых, надувная ладья не требует дорогостоящей стоянки, как, скажем, дюралевая моторка или катер, ее можно хранить в квартире, на даче или в гараже. Во-вторых, с “надувнушкой” можно забраться в глухомань обетованную (куда с большой жесткой лодкой на прицепе едва ли доберешься); за четверть часа можно повергнуть ее в “боевое” положение и, пожалуйста – плыви, куда хочешь. В-третьих, надувные ладьи из современных материалов прочны, надежны и безопасны: залитые водой вровень с бортами, они остаются на плаву, а проколотить одновременно все отсеки сразу без умысла не удавалось еще никому. Однако при всем разнообразности эти лодки на первый взгляд неискушенного человека весьма похожи между собой. Глянцевито поблескивая надутыми бортами и новенькими, не видавшими воды веслами, они вперебой призывают нас раскошелиться и стать полноправным капитаном пусть маленького, но вполне реального корабля. Не секрет, что решение о приобретении “надувнушки” для рыбалки принимается в первую башку исходя из ее цены и только потом потенциальный капитан вникает в ее конструктивные особенности и постигает на практике удобство (или неудобство) в использовании ладьи. Скажем, ну какая разница между жесткой подуключиной и простым резиновым “ухом”, наклеенным к баллону: грести можно – и ладно, доплывем как-нибудь. Но именно эти “мелкоте” и составляют то самое качество, которое определяет потребительские свойства ладьи и над которым бьются конструкторы всего мира.

Надувные лодки для рыбалки

Чтобы после на рыбалке не рвать на себе волосы и не уподобиться Пятачку, другу Винни-Пуха, оставшемуся с кусочком сморщенной резины на веревочке вместо шарика, подавайте основательно отнесемся к выбору надувной лодки и пристально рассмотрим ее. Изготовители. На российском базаре надувные суда представлены в основном продукцией таких компаний, как ZODIAC, Adventure-Boat, “Бриг”, “Мнев и К”, “Фрегат” и “Корсар”. Французская фирма ZODIAC, пожалуй, наиболее многоопытная и старейшая из названных, хорошо известна в России отчасти благодаря кинофильмам Ж.- И.Кусто: ни одно из его путешествий не обходилось без надувных лодок, легко узнаваемых по серо-серебристому краске. Высокое качество и надежность этих судов, несущих на своем борту гордое имя ZODIAC, – ориентир и образчик для подражания многим производителям надувных лодок во всем мире. Отечественные компании “Мнев и К”, “Фрегат” и “Корсар” имеют свои штаб-квартиры в С.- Петербурге, при этом первые две уже свыше 10 лет изготавливают свою продукцию в нордовой столице, а “Корсар” наиболее ответственные операции – выклейку баллонов и монтаж транца – доверяет южно-корейскому предприятию, какое недавно перебазировалось в Китай. Изделия этих компаний пользуются популярностью у российского потребителя, ориентирующегося на их приемлемые стоимости и отмеченное международными сертификатами качество. По тем же причинам своих поклонников имеет и продукция компании “Бриг“, какая расположена в Харькове, на Украине. Лодки “Бриг” – это широкий спектр надувных кораблей, довольно усешно продающихся в 35 странах мира. Несколько меньше популярна в России другая украинская компания – Adventure-Boat, хотя стаж ее труды (14 лет!) вызывает уважение. Добавим, что технология сварных швов, применяемая этой киевской компанией, не имеет аналогов в вселенной и защищена патентом. Все перечисленные компании для изготовления днища и баллонов ладей применяют только современные многослойные полимерные материалы, созданные необыкновенно для надувных судов, поэтому прорезиненные ткани, как морально устаревшие, в этой статье не рассматриваются. Материалы. Преимущество армированных синтетических материалов перед двухсторонней прорезиненной тканью очевидно. И не только потому, что эти материалы устойчивы к ультрафиолету, стиранию и целиком газоводонепроницаемы. Они более прочны и соответственно держат более высокое рабочее давление внутри баллонов (отсеков). Для резиновых ладей давление воздуха лежит в пределах 0,08-0,136 кг/см2, в то время как для большинства ладей из полимерных материалов с плотностью 750-1100 г/м2 оно составляет 0,2 кг/см2, а для моторных – 0,25 кг/см2. Давление в баллоне не самоцель – чем оно рослее, тем жестче лодка и выше скорость ее движения, управляемость и устойчивость на курсе. Поскольку применение материалы имеет полиамидный или полиэфирный корд, даже с сильно поврежденным покрытием они не сгнивают и не утрачивают прочность. Заметим, что пресловутая “пятислойность” материала, так часто демонстрируемая на цветных схемах у той или иной модели лодки, – это вовсе не пять слоев лонжа, а синтетическая кордовая ткань особого плетения (в идеале – триаксиального, равнопрочного во все сторонки), покрытая с двух сторон двумя разными по физическим свойствам полимерами. Подобный “сэндвич” дает гибкость с одновременной газонепроницаемостью и устойчивостью к бензину и маслам. Что прикасается выбора цвета лодки, то приверженность рыболовов к традиционному зеленому устойчиво сохраняется, желая прямых противопоказаний для рыбалки яркоокрашенные “надувнушки” не имеют.

Надувные ладьи для рыбалки

Разве что при целенаправленной охоте за крупным жерехом или голавлем апельсиновая или красная лодка будет слишком заметна для этих осторожных рыб. С иной стороны, такой яркий, видный издалека цвет в нештатной ситуации может очутиться чрезвычайно полезным. При этом нельзя не отметить, что лодки светлого краски (серо-серебристого, молочно-белого) меньше нагреваются на солнце и практически незаметны из-под воды. Покрывай и швы. Обводы надувной лодки и ее дизайн определяются кроем баллонов (отсеков), от какого зависит количество швов. 0-образные лодки, предназначенные к перемещению на веслах или под мотором до 2 л.с. (со съемным махоньким транцем), имеют по преимуществу угловатые, трапециевидные обводы. При небольшой длине, до 2,5 м, и максимальной грузоподъемности 180-220 кг они не рассчитаны на рослую скорость движения: 5-7 км/ч для них – предел, и рубленые обводы не проигрывают округлым. Ладьи U-образной формы, рассчитанные по преимуществу под мотор 10-15 л.с., могут быть с округленными обводами, с минимальным количеством швов на баллоне или с ломаными обводами назализованный части и с четырьмя-шестью кольцевыми швами на баллоне. Глобально на скорости движения ладьи форма бортов (ломаная или округлая) не сказывается, гораздо важнее угол килеватости днища и приподнятость назализованный части. Напомним, что старое правило судостроителей – “длина бежит” – трудится и для “надувнушек”, и если выбор стоит между длиной 3 и 3,3 м (при прочих равновеликих – ширине, диаметре борта и др.), для поездок “с ветерком” имеет резон предпочесть более длинную. Количество, а главное – качество швов напрямую воздействуют на живучесть и сохранность лодки. Клеевые швы (это лодки компаний “Мнев и К”, “Бриг”, “Фрегат”, “Корсар”) довольно надежны, если вы не собираетесь по десять раз на день складывать и раскладывать ладью, многократно перегибая швы, или пользуетесь лодкой редко, от случая к случаю.

Надувные ладьи для рыбалки

Сварные швы прочнее и долговечнее, хотя и дорогостоящи в производстве. Эту технологию соединения используют легендарные компании ZODIAC и ACHILLES, из ближнего зарубежья – украинская Adventure-Boat. Сварка дает однородный, равнопрочный и газоводонепроницаемый шов, не подверженный воздействию перепада температур и не расслаивающийся при увеличении давления в баллоне. Все фирмы-изготовители подают свою гарантию на швы и материал от 12 месяцев до 3-5 лет. Это не означает, что через 12 месяцев шов разойдется, а спустя 4 года и 11 месяцев вам заменят изодранную в клочки лодку на новую. Гарантия на швы обеспечит лишь бесплатный их ремонт в течение показанного в паспорте срока. Те же обязательства фирмы-изготовителя по поводу материала означают даровой ремонт с серьезной оговоркой, что изделие (то бишь лодка) правильно эксплуатировалось(с нормальным техническом сервисом, управлением лодкой без небрежностей, включая волок лодки по битому стеклу или асфальту). Лишь если обстоятельства рекомендованной эксплуатации соблюдены (в чем я, лично, сильно сомневаюсь), вы вправе рассчитывать на гарантийный ремонт милой вашему сердцу “посудины”. Оборудование и аксессуары. В подавляющем большинстве “продвинутые” надувные ладьи снабжены съемным пайолом – полом на дне лодки. В гребных 0-образных ладьях он выполнен в виде поперечных трех-четырех пластин из водостойкой фанеры или пластика. Надувные лодки для рыбалки На вящих лодках пайол щитовой с дюралевыми профильными стрингерами, закладываемыми между бортом и днищем ладьи, и такими же поперечными элементами, скрепляющими щиты между собой. На отдельных моделях ладей могут быть использованы другие элементы для соединения щитов, так жесткий кильсон с замками или креплением типа “ласточкин хвост” (“Фрегат” М320). Пайол в любом облике позволяет встать в лодке во весь рост, не рискуя вывалиться за борт, мастерит лодку более жесткой, а в случае повреждения одной из секций баллона не дает складываться ладье пополам и позволяет дойти до берега в аварийной ситуации.

Надувные ладьи для рыбалки

При движении под мотором жесткий пайол в сочетании с надувным килем не “играет” на валу, что способствует устойчивости лодки на глиссировании и особенно в вираже на относительно вящих скоростях. Наборный поперечный пайол на U-образных лодках со съемным транцем под мотор 2 л.с. мощно волнообразно прогибается даже на легкой зыби, но, заметим, эти лодки и не назначены для высоких скоростей. Зато пайол -“лесенку” не нужно извлекать из ладьи при сборке-разборке, он прекрасно упаковывается в транспортировочную сумку, да и масса его меньше. Клапаны – значительнейший элемент “надувнушки”. Ушли в небытие хрюкающие резиновые “соски”, уступив пункт тарельчатым клапанам, надежным и безотказным в работе. Очень хорошо, если у избранной вами лодки будут клапаны с кнопочным управлением, сбросом давления: в горячую погоду избыточный воздух очень удобно стравить, не отвинчивая сам клапан. Пять зарекомендовали себя клапаны итальянских фирм SC0PREGA и CEREDI. Весла и уключины – один-единственный движитель на малых лодках и аварийный (вспомогательный) на больших. Выбирая ладью, предпочтите ту, у которой весло надежно соединяется с подуключиной (и имеет максимум металлических деталей): выход из построения этого узла грозит если не катастрофой, то большими неприятностями на воде. На моторной “надувнушке” непременны клипсы для крепления весел на марше “по-походному”, и чем надежнее оно будет, тем лучше: от вибрации весло может выпрыгнуть из подуключины и оказаться за бортом. На полном ходу этого можно попросту не заметить. Весла с малой лопастью утомляют при гребле гораздо вяще, чем с большой, с которой к тому же легче варьировать скорость движения ладьи. Надувные лодки для рыбалки Банки – скамейки для сидения в лодке, обычно легкосъемные. На малых гребных ладьях хороши простые банки, сделанные из водостойкой фанеры, вставляемые в пазы-приливы на бортах. На моторных – желательно жесткое быстросъемное крепление, так проушины на борту – пластины на банке, с фиксацией узла лентой велькро (“липучкой”).

Надувные ладьи для рыбалки

У некоторых моделей лодок “Мнев и К” крепление банки сделано по образу ликтрос-ликпаз, это удобно, если нужно переместить банку под гребца или при поездке под мотором в одиночку, сместившись чуть вперед от транца. Для переноски организованной лодки у нее непременно должны быть на бортах жесткие ручки. На большенный лодке – это не последняя мелочь, поскольку переносить 30-50 кг даже на короткие дистанции, держась за леерную веревку, утомительно: она режет пальцы рук, а лодка бьет по ногам. К тому же леер кругом лодки предназначен только для пловцов (собственно, в аварийной ситуации пловцом может очутиться любой человек, находящийся в лодке) и не рассчитан на большие нагрузки, тем немало – переноску с установленным мотором. Надувные лодки для рыбалки Буксировочный рым (кольцо на носу лодки) желателен не лишь на больших лодках, но и на малых, поскольку якорную веревку к нему укреплять надежнее всего. Транец предназначен для крепления подвесного мотора, на U-образных ладьях он же замыкает кокпит. Жестко вклеенный транец предпочтительней съемного (впрочем, заключительный встречается все реже), поскольку при плавании под мотором он испытывает очень вящие нагрузки. Выбирая лодку, обратите внимание на форму подмоторного декольте и конфигурацию верхней кромки транца: на некоторых моделях его форма такова, что мотор упирается в транец своим поддоном при завороте, что небезопасно. Оригинальный вариант транца предложила фирма I’Eurovinil на лодочке Europa длиной 2,40 м. Этот яхтенный тузик имеет транец, крепящийся на винтах к посадочному пункту, и в случае чрезмерного износа его можно заменить. Правда, при этом не совершенно понятно, почему износ транца должен наступить раньше, чем самой ладьи, а вот для удобства хранения тузика на яхте эта идея вполне работоспособна. Попутно примечу, что в Европе большинство надувных лодок длиной 2,4-3,2 м (есть и меньше) выпускаются именно как яхтенные тузики, предназначенные исключительно для связи между яхтой и берегом. Эти ладьи не подлежат регистрации, как другие маломерные суда, но обязаны нести на борту надпись АХЕ, сообщающую об их классе, и непременно – имя судна, к которому они приписаны. Лодки для рыбалки относятся к категории D (длиной от 2,6 м и немало), они должны быть зарегистрированы по 6-й категории судоходства (удаление от берега не немало двух миль) и иметь спасательные средства – жилеты (пояса), черпак и линь для установки на якорь.

Надувные ладьи для рыбалки

Надувные отсеки. На 0-образных лодках – два надувных отсека. Пуще они располагаются поперек – кормовая “подкова” и носовая. На больших, длиной 2,55-4,30 м, их может быть три (назализованная “подкова” и два борта) плюс обязательный надувной киль, и только “монстры” длиной 5,50-6,10 м имеют пять отсеков и надувной киль. Все это призвано гарантировать безопасность плавания и живучесть судна. Следует признать, что хотя любая надувная нынешняя лодка полностью непотопляема с пробитым отсеком (я уже отмечал, что пробить одновременно два, а тем немало три отсека не удавалось никому, разумеется, если в лодку не стреляли картечью), но при подобный аварии давление в других отсеках падает, и лодка теряет свою конфигурацию. Надувные лодки для рыбалки При жестком пайоле это не беда, дотянуть до берега вполне реально, но шагать под мотором, не говоря уже о веслах, с завернутой передней “подковой” проблематично. Один-единственно кардинальной защитой от пробоя борта может быть только чистоплотное плавание и встроенный в баллон насос. Именно такая система введена на лодках Bombard АХ2, в случае прокола отсека эти насосы помогают поддерживать давление в нем. Два слова о насосах для ладей. В автономном рыболовном путешествии незаменимы ножные меха итальянской марки BRAV0. Их объем от 5 до 7,5 л, что позволяет создать давление распорядка 0,5-0,8 кг/см2, этого с лихвой достаточно для накачивания лодки длиной 2,4-3 м за 7-10 минут. В транспортном позе насос-меха складывается в плоский пакет. Если вы отправились в поездку на автомашине, имеет резон использовать электрический насос, питающийся от бортовой сети через прикуриватель. Производительность таких приборов 150-500 л/мин, при давлении распорядка 0,3-1,0 кг/см2 насос BRAVO 12E накачивает всю лодку длиной 3,6 м с бортом 0,42 м за 10 минут. Транспортировка и вес. Все надувные ладьи должны быть снабжены упаковочной сумкой (чехлом) для хранения и переноски. Размер, дизайн и число этих сумок зависят от размерений и конструкции “посудины”. Малые весельные ладьи длиной от 1,9 до 2,5 м поставляются, как правило, в одной упаковочной сумке (так, оформленной в виде удобного рюкзака размером 90x40x33 см у моделей Adventure) или в сетчатом рюкзаке-сумке, как у кой-каких моделей группы ZODIAC. Лодки со щитовым настилом могут владеть в комплекте как одну большую сумку с ручками, так и две – в одной находится каркас, банки и секции пайола, в иной – сама лодка. Второй вариант более практичен, поскольку два не чересчур больших пакета проще разместить на багажнике или в салоне автомобиля, чем одинешенек громоздкий.

Надувные лодки для рыбалки

К тому же в случае затрудненного подъезда к воде перетащить в руках или на плечах разделенный на части груз легче (тем более группой в 3-4 человека), чем надсаживаться под весом одной, часто имеющей неудобные ручки упаковкой. При этом примечу, что доля ручной переноски любой лодки в рыболовной поездке не столь порядочная, чтобы серьезно экономить на ее массе. Большинство современных лодок изготавливаются из материала плотностью 750-1100 г/м2, и масса их от модели к модели не чересчур разнится. Так что если вы вдруг увидите “надувнушку” длиной 2,5 м, в виду которой ее собственная масса будет меньше 15 кг, то она либо попросту не имеет пайола, либо сделана из очень тонкого, а значит, некрепкого материала. Безусловно, в конкретном случае выбор может оказаться и в прок такой облегченной лодочки, но обращаться с ней нужно крайне аккуратно. Подведем итог. Я далек от думы, что все вышесказанное склонит читателя к приобретению какой-то упомянутой здесь модели ладьи, такой задачи не ставилось. Но если в момент покупки ясно воображать, на что следует обратить внимание, – выбор будет обдуманным. На ходовых свойствах надувных ладей мы намеренно не останавливаемся, поскольку такие показатели, как скорость выхода на глиссирование, замеры скоростей на мерной миле или поведение ладьи в повороте, у большинства моделей длиной 3-3,3 м с однотипным мотором довольно близки. При этом замечу, что такие лодки, как “Бриг“, Sevymarin-10 и Adventure, бывальщины испытаны на воде экспертами ТД “Апико-Фиш”, и сказать по этому поводу можно лишь одно: плохих лодок не бывает – они просто разные. В заключение позволю дать несколько утилитарных советов по эксплуатации надувных лодок.

  • Не перекачивайте первый, заполняемый атмосферой отсек: перегородки внутри между баллонами могут не выдержать однобокого давления.
  • Не превышайте давление в отсеках выше рекомендованного изготовителем, в противном случае вас ждет удел Пятачка, друга Вин-ни-Пуха.
  • Не держите лодку в накачанном состоянии длинно на солнце. Если это неизбежно, сбросьте давление в отсеках через клапаны.
  • Не перегружайте ладью, помните о ее грузоподъемности. Хотя “надувнушка” может принять столько груза, сколько в нее вмещается, поразмыслите, стоит ли принимать не всегда теплую ванну посреди водоема.
  • Устанавливайте на ладью мотор только такой мощности, какую рекомендует изготовитель. Отвлечённый транец вместе с мотором очень быстро идет ко дну.
  • Не выходите на воду без спасательных поясков или жилетов, особенно с детьми. Халатность и забывчивость могут привести к трагедии.
  • Не принимайте вовнутрь спиртного перед выездом на воду и на водоеме. Если в этом есть необходимость – сделайте это на берегу и как можно дальше от воды,
  • Не гонитесь за скоростью, тем немало в тумане или в сумерках. Удар о топляк или камень при медленном движении неопасен для надувного судна, при быстром – не миновать оверкиля.
  • Если неизбежно движение в сумерках или ночью, имейте при себе фонарик и периодически вводите свет прямо по курсу. При работающем моторе встречное судно безотносительно не слышно. Традиционного пожелания семи футов под килем не будет – для надувной ладьи хватит и одного. Но пускай эти тридцать сантиметров будут без ржавого железа и колоченного стекла. Храни вас Святой Николай!

Поделиться в соц. сетях

0

Top