Нахлыстовые рыболовные катушки

Рыболовные катушки. В этой статье подавайте поговорим о нахлыстовых катушках и как неправильный их выбор может в той или иной степени повлиять на успех рыбалки. Заявки, предъявляемые к катушкам для удилищ разного класса, неодинаковы. К катушкам удилищ легких классов заявки не слишком строгие – они используются в основном для хранения шнура, а также балансируют снасть. Выбор подобный катушки во многом зависит от ваших эстетических взглядов в сочетании с финансовыми возможностями, если, разумеется, нет каких-то специфических требований, связанных с конкретными условиями ловли. Суровый подход к выбору катушек для удилищ тяжелого класса предельно значителен, так как их надежность, вместимость, хорошая тормозная система – залог удачи при ловле крупной рыбы. Итак, первое, что характеризует катушку, – это соотношение ее массы и емкости шпули. Катушка легкого класса как минимум должна вмещать шнур соответственного удилищу класса, но при этом желательно, чтобы ее масса четко балансировала удилище, то есть чтобы центр тяжести находился в центре рукоятки. Тогда трудиться удилищем значительно удобнее. Рыболовные катушки

Рыболовные катушки

С увеличением класса снасти увеличиваются заявки к балансировке и вместимости шпули. Так, на тяжелых одноручных удилищах при ловле крупной рыбы желательно владеть катушку, которая вмещает, помимо основного шнура, запас удлиняющего – не немного 150 м. Это связано с тем, что остановить одноручным удилищем крупную рыбу нередко бывает просто невозможно. Но при этом, конечно, нужно, чтобы масса катушки не была вяще той, которая балансирует данное удилище. Долго рыбачить тяжелым, не сбалансированным удилищем сможет лишь очень выносливый человек. Важно, из какого материала сделана катушка и как он обработан. Немало прочный материал – более надежная катушка. Условно все катушки можно поделить натри группы: неметаллические, комбинированные и металлические. К неметаллическим относятся катушки, изготовленные из графита или композитов на его основе. Такие катушки, как правило, недорогие и используются на удилищах легких и посредственных классов, где надежность не имеет решающего значения. Конструктивные особенности подобный катушки не принципиальны и по моему мнению, нет смысла платить за нее дороже $50. Основным ее недостачей является недолговечность – она не выдержит сильного удара о камень. Катушки другой группы имеют тот же недостаток, что и первой, только они немного дороже. В таких катушках отдельный элементы и узлы, подверженные особой нагрузке, могут быть сделаны не из композитного материала, а из металла. Это несколько повысит срок их службы, но не спасет при ударе. Третьей и наиболее широко представленной на сегодняшнем базаре группой являются катушки, изготовленные из различных металлических сплавов. Пуще всего используются сплавы алюминия. Разброс цен на такие катушки от $50 до $1500 в подневольности от размера, конструктивных особенностей и тормозной системы, а также метода обработки металла. Неплохие катушки, как правило, изготавливают на прецизионном станке из цельной алюминиевой болванки. Они почитаются самыми прочными, долговечными и надежными. То есть, выбирая из двух катушек, находящихся в одной ценовой категории, – штампованной и точенной, заключительная предпочтительней. Материал и способ его обработки значительно влияют на цену. Отдельный катушки, изготовленные из титана, стоят очень дорого. Например, стоимость на титановый Charlton доходит до $12000. Следующей немаловажной характеристикой катушки является принцип ее поступки. Существуют три основные подгруппы катушек: прямого, мультипликаторного и антиреверсного поступки (хотя могут быть и комбинированные сочетания). Катушка прямого поступки – традиционная, по своей конструкции и принципу напоминающая катушку “Невскую”. Мультипликаторная катушка (1), как видать из названия, имеет некоторое передаточное число. ‘‘ Она отличается от катушки “ровного” действия только мультипликаторным механизмом. Принцип действия этого механизма довольно прост – шпуля приводится в движение не напрямую, а как в традиционной катушке, а сквозь дополнительную систему шестеренок.

Рыболовные катушки

Рыболовные катушки Рис.1 Мультипликаторная катушка Подобный принцип используется в современных спиннинговых катушках. Сделав ручкой одинешенек оборот, вы переместите шпулю, например, на полтора, то есть с некоторым коэффициентом. Чем рослее этот коэффициент, тем больше потеря мощности. Поэтому с удилищами вящих классов, предназначенными для вываживания семги или другой крупной рыбы, такие катушки, на мой взор, лучше не использовать. С другой стороны, на удилищах легких и, может быть, посредственных классов, когда вываживание рыбы происходит путем подтягивания шнура независимой рукой через кольца, мультипликаторный механизм катушки поможет скорее собрать избыток шнура, часто путающийся под ногами. Катушка с антиреверсом обладает уже немало сложным механизмом. Принцип действия этого механизма сводится к тому, что, как обыкновенной катушкой “прямого” действия, шнур наматывается на шпулю, а когда его стягивает с катушки бегущая рыба, ручка остается на месте, а не вращается вместе со шпулей. При этом вы как минимум застрахованы от удара ручкой по перстам. Есть антиреверсные катушки с еще более сложным механизмом, где обратный ход ручки используется, как возвратный ход велосипедных педалей, для подтормаживания. Такие катушки, безусловно, удобны, но стоимость за такое удобство, как правило, достаточно высока (в среднем $600-800). Я нахожу большим расточительством ставить антиреверсную катушку на удилища легких и посредственных классов, где больших и сильных рывков рыбы, как правило, не ожидается.

Рыболовные катушки

Так как пользователь катушек может быть правшой или левшой, то и катушки должны легковесно трансформироваться под левую или правую руку. Этим определяется направление приложения мочи тормозов. Обычно поменять направление тормоза несложно, занимает эта операция от нескольких секунд до нескольких минут. Описание этого процесса вы найдете в руководства к катушке, хотя продавец в магазине обязан подготовить катушку под спокойную для вас руку перед тем, как принять за нее деньги. Впрочем, на антиреверсных катушках операцию по переориентации тормозной системы, а несложнее говоря, трансформацию катушки под левую или под правую руку может сделать лишь производитель. Теперь перейдем к одной из самых важных составляющих конструкции нахлыстовой катушки – к ее тормозной системе. Тормоза, обычно устанавливаемые на нахлыстовых катушках, случаются прижимные, трещоточные и дисковые. Самый простой из них – тормоз прижимного поступки. Рассмотрим его на примере катушки LOOP Traditional (2). Принцип его поступки основан на том, что винт регулятора при затягивании прижимает подшипники к шпуле, не подавая ей свободно вращаться. Рыболовные катушки Рис. 2 Катушка LOOP Traditional У такого тормоза есть один недостаток – он тормозит ход шпули как при стравливании шнура с катушки, так и при его намотке. Так что на удилищах вящих классов при ловле агрессивной рыбы на крупные приманки, когда вероятно и желательно использовать максимальную тормозную нагрузку, вам придется подтягивать к себе рыбу, преодолевая, помимо ее сопротивления, еще и сопротивление тормоза.

Рыболовные катушки

Потому на катушках с подобными системами торможения обычно тормоз ослабляют до степени “перебежки” (чтобы не возникала “борода” при рывке шнура), а в процессе вываживания подтормаживают ладошей. Катушка LOOP – достаточно удобная и простая в обращении, правда, у нее есть два, на мой взгляд, недостатка: маленький и скользкий регулятор тормоза и очень мягкий сплав, из какого она изготовлена. Трещоточный тормоз имеет целое поколение катушек. И будет верно рассмотреть его на примере катушки Marquis (3) английской фирмы Hardy – патриарха нахлыста. И вот отчего. Катушка Marquis -очень простая и надежная. Ей более 50 лет, но, несмотря на немало чем скромный дизайн, она была признана “катушкой XX века”. Рыболовные катушки Рис. 3 Катушка Marguis английской фирмы Hardy

Рыболовные катушки

Это случилось во многом благодаря английским и американским гидам-нахлыстовикам, обслуживающим любителей ловли лосося. Для такого гида катушка – повседневный пролетарий инструмент, и здесь на первый план выходит оптимальное соотношение стоимости, надежности и долговечности. Именно этими качествами обладает катушка Marquis. Принцип поступки трещоточного тормоза достаточно прост. К шпуле прикреплена зубчатая шестеренка, а на раме катушки введены треугольные язычки (4, 5), прижимаемые к шестерне пружиной. Чем сильнее вы затягиваете регулятор тормоза, тем мощнее пружина прижимает язычок к шестерне, не давая ей свободно вращаться. При вращении шпули, а соответственно и шестерни, раздается специфический треск, отсюда и название. Таким образом, как и в случае с прижимным тормозом, трещотка страхует вас от “перебежки”, а независимая ладонь делает всю остальную работу. Рыболовные катушки Рис. 4 – 5 Вид на рамку и шпулю катушки с трещоточным тормозом Дисковые тормоза ныне, пожалуй, самые распространенные. Диски для них изготавливают из самых разных материалов: графита, эбонита, пробки, стальных пластин, а фирма Hardy специально для тормозного диска катушки Sovereign 2000 разработала материал AVCARB, какой оказался настолько хорош, что впоследствии его стали использовать в системах торможения военных аэропланов.

Рыболовные катушки

Самым же практичным и недорогим зарекомендовал себя пробковый тормозной диск. Рассмотрим его на образце американской катушки Bauer (6), наиболее ; удачной, на мой взгляд, в своем , ценовом диапазоне. Ее тормоз был признан одним из лучших по итогам тестирования. Как видно на фото 7, на раме катушки установлен пробковый диск, какой, прижимаясь к пластиковому диску (8), закрепленному на внутренней стенке шпули, тормозит ее независимое вращение. Рыболовные катушки Рис. 6 Катушка Bauer Регулятор тормоза при затягивании либо прижимает диск к шпуле, либо шпулю к диску, как в этом случае. Для того чтобы тормоз работал только в одну сторонку (при стравливании шнура), а не в обе, как в случае с прижимным тормозом катушки LOOP Traditional, инженеры фирмы Bauer встроили добавочный запорный механизм.

Рыболовные катушки

Рыболовные катушки Рис. 7 Пробковый диск на раме катушки Он позволяет тормозному диску, придавленному к шпуле, свободно вращаться вместе с ней в одну сторону и намертво блокирует его вращение – в иную. Таким образом, даже если вы затянули тормоз до упора, то есть максимально прижали шпулю к пробковому диску в сторону намотки шнура, катушка будет обращаться совершенно свободно, без усилий.

Рыболовные катушки

Рыболовные катушки Рис. 8 Пластиковый диск Вящим преимуществом пробкового тормозного диска является то, что при попадании воды на диск мочь торможения не ослабевает (как, например, в случае с дисками из стальных пластин), а это дает вящую уверенность, когда на крючке крупная рыба. Благодаря эластичности пробки поверхность диска меньше царапается при попадании пыли или песка, что ведет к меньшему износу тормозной системы. Сообщая о дисковых тормозах вообще, необходимо упомянуть о таком важном аспекте, как их закрытость, или недоступность для пыли, песка, слякоти, а в идеальном случае даже воды. Попадание пыли или песка приводит к тому, что на дисках являются выработка или царапины, что значительно уменьшает площадь соприкосновения тормозных дисков и приводит к ослаблению тормозов.

Рыболовные катушки

Так, тормозная система катушек фирмы Charlton (весьма дорогостоящих, престижных и очень надежных) “запечатана”, по утверждению самого производителя, на 100 %. Это, разумеется, большое преимущество. Применительно к рыбной ловле роль надежной тормозной системы растет ровно пропорционально повышению класса удилища, а соответственно и увеличению размеров объекта ловли. То есть на удилищах легких классов тормоз лишь страхует от “перебежки” и, как правило, не участвует в процессе вываживания рыбы, в то пора как на удилищах тяжелых, или больших, классов он уже приобретает принципиальное значение и напрямую воздействует на улов. Первое: не стоит покупать только что вышедшую в свет, новоиспеченную модель – пусть она пройдет проверку временем. Второе: сверьте стоимости на российском и на мировом рынке. Однако не пытайтесь прицениться к катушкам по каталогу лишь американского или только английского магазина. Дело в том, что в американском каталоге английские катушки стоят дорогостоящей, чем на самом деле, а в английском – наоборот. То есть сравнивайте российские стоимости на английский товар с ценами, взятыми из английского каталога, а на американский – из американского. Не ориентируйтесь лишь на рекламу, по возможности поговорите со знающими людьми. Несмотря на то, что на российском базаре противоречия в между английскими и американскими товарами более или менее сглажены, английские товары открыто проигрывают американским по объему рекламы. Хотя английское качество порой гораздо выше. На российском рынке представлено, на мой взгляд, лишь 3-4 брэнда, достойных упоминания, так что особо выбирать не доводится. Я хочу предложить пару тестов, которые , должны помочь при выборе катушки. Тест первоначальный и самый простой. Если шпуля на катушке имеет ощутимый осевой люфт, какой бы привлекательной она ни была, не стоит платить за нее вяще $50. Тест второй. Провести его можно только в домашних условиях, потому в магазине надо спросить, можно ли будет вернуть катушку, если она не подойдет. Дома наверните на катушку небольшую часть шнура, установите тормоз на “перебежку” (то есть затягивайте регулятор тормоза до тех пор, пока не перестанет образовываться “борода”). Сейчас погрузите катушку на несколько секунд в воду, так чтобы вода угодила на тормозной механизм. Достаньте ее из воды и резко дерните за шнур. Если показались хотя бы намеки на “бороду”, а вы хотели купить эту катушку для ловли крупной рыбы, храбро несите катушку в магазин – она вам не нужна. Бывают ситуации, когда рыбу эффективнее ловить, введя минимальную тормозную нагрузку. Например, при ловле летней семги на некрупные привады или крупного сига со слабыми, легко рвущимися губами. Рыба берет приваду вяло, крючки маленькие, а сопротивляется она сильно, и излишне затянутый тормоз может повергнуть к сходу трофея. Поэтому тормоз рекомендуется ослаблять до минимума. Если же тормоз катушки будет недостаточно верен и в процессе рыбалки на него попадет вода (а этого исключить никак невозможно), велика вероятность того, что произойдет “перебежка” и рыбу вы потеряете. Тест третий. Раз уж катушка очутилась у вас дома, то попробуйте провести самый сложный тест. Установите катушку на рукоятку удилища.

Рыболовные катушки

Наверните на шпулю метров десять тонкой лески. Конец лески привяжите к дверной ручке узлом, какой используется для соединения поводка с мушкой. Медленно начинайте от ходить совместно с катушкой от двери, одновременно плавно затягивая регулятор тормоза. Постарайтесь изловить регулятором тормоза момент, когда леска на узле порвется. Слегка обессильте тормоз. Еще раз привяжите леску к ручке двери, установите тормоз немало точно, но не доводите до разрыва. Теперь с места резко дерните удилищем. Если леска порвется, значит, у испытуемой катушки рослая инерция покоя дисковых тормозов. Кто-то может посчитать это завышенным заявкой, но для экстремальной рыбалки такой параметр важен. Чтобы довести до минимума инерцию покоя, фирма Bauer, так, прилагает к своим катушкам специальную смазку для пластикового диска, введённого на шпуле. Выбирая катушку для удилища легкого (0-3 класса, руководствуйтесь в первую очередность тем, что на этих классах важнее баланс, чем конструкция и тормоз. Тормоз катушки, как правило, устанавливается на перебежку, так как на легких снастях используются довольно тонкие поводки. Вмещать такая катушка должна только шнур, потому что ловят легкими удилищами, как правило, на махоньких речках, где рыбе особенно деваться некуда. Да и крупную рыбу, способную затянуть 25 м шнура, на такую снасть специально ловить не станешь. А если она и попадет невзначай, то скорее порвет тонкий поводок в момент поклевки, чем утянет шнур. В всеобщем, подойдет любая балансирующая удилище катушка. Для удилищ среднего (4-6) класса заявки к катушке немного возрастают. Во-первых, удилища такого класса будет длинные и массы не каждой катушки, сориентированной на данный класс, случается достаточно для балансировки снасти. Во-вторых, таким удилищем ловят на на посредственных и больших реках, где иногда нужна значительная дистанция заброса. Если вы закинули 20 м шнура, то на катушке останется всего 5 м. При рывке крупной рыбы эти 5 м улетят за нахоженные секунды. Значит, катушка должна иметь некоторый запас удлиняющего шнура (бэкинга), желая бы 20 м. Более высокие требования предъявляются и к тормозной системе. Желательно, чтобы мочь торможения не ослабевала при попадании воды на диски. Если вы не хотите расходовать деньги на дорогую катушку с хорошим дисковым тормозом – купите с трещоточным, это гораздо лучше, чем платить за катушку с тормозом сомнительного качества.

Рыболовные катушки

Подведем итоги.

  • 1. Одноручные удилища тяжких классов бывают длиной, как правило, от 9 до 10 футов, поэтому вящую роль играет баланс самого удилища. К примеру, если вы возьмете два удилища одной длины и одного класса, но от различных производителей, то для балансировки одного будет достаточно катушки массой 150-160 г, а для иного недостаточно и 250-граммовой катушки.
  • Следовательно, если баланс самого удилища не весьма удачен, а такое бывает, то этот дисбаланс придется компенсировать немало тяжелой катушкой. В итоге вы получаете весьма увесистую снасть, длинно рыбачить которой будет тяжело. Мое удилище 7 класса длиной 9 футов 6 дюймов фирмы Clan балансирует катушка Bauer M3SL массой итого 145 г. Это легчайшая и весьма комфортная снасть. Я использую ее для ловли летней семги и для рыбалки на озерах.
  • 2. Катушки для морской рыбалки, как правило, вмещают, помимо шнура, полукилометровый резерв бэкинга. Для озерной рыбалки, где у рыбы имеется достаточно места для маневра, потребуется метров 200-250. Желая все зависит от объекта ловли: если это щука или окунь – много бэкинга не надо, а если озерная форель, лосось или крупный голец, то лучше владеть надежный запас. Для речной рыбалки нужно 150-200 м, да и то в случае ловли лососей.
  • 3. Катушка должна быть крепкой. Используя снасть, предназначенную для ловли крупной рыбы, что само по себе предполагает экстремальные обстоятельства рыбалки, можно споткнуться о камень и упасть в процессе борьбы, так, с семгой. Если катушка не будет достаточно прочной, ваша рыбалка может на этом закончиться.
  • 4. При выборе катушки обращайте внимание на конструктивные особенности, в частности, на регулятор тормоза. Он должен быть спокойным, не скользить, когда пытаешься крутить его мокрыми руками. Так, на катушках фирмы Bauer регулятор тормоза выполнен в облике звездочки, что удобно, и на некоторых сериях расположен со стороны шпули, на лицевой доли катушки.

Это дает возможность регулировать тормоз, не перекладывая удилище в иную руку. Еще одной важной особенностью конструкции, на которую стоит обратить внимание, является размер отверстий, просверленных в раме катушки для ее облегчения. Желательно, чтобы они не бывальщины очень большими, иначе, увлекшись борьбой с крупным хищником, можно остаться без фаланги перста. Не так давно на рынке появились катушки с так называемым LARGE ARBOR, или большенный осью. От традиционных: катушек их отличает больший внутренний диаметр шпули. Удобство этой катушки заключается в том, что шнур во пора вываживания рыбы наматывается на шпулю быстрее и более равномерно и не свивается в спираль, “запоминая” намотку на ось с махоньким диаметром. Другим преимуществом таких катушек является значительно меньший нагрев тормозных дисков. При стравливании бэкинга шпуля с вящим диаметром оси делает значительно меньше оборотов, чем шпуля традиционной катушки, при условии равного рывка рыбы. Это ведет к меньшему нагреву, а значит, к меньшему расширению тормозных дисков. В итоге (даже при сильно затянутом тормозе) вы застрахованы от обрыва поводка из-за заклинившего тормоза. Еще раз напомню, что тормоза катушек для удилищ тяжких классов должны не слабеть от намокания и одинаково хорошо работать как при минимальной, так и при максимальной настройке. Одним словом, катушка должна быть верной, вмещать шнур, нужное количество бэкинга и балансировать удилище. Постарайтесь максимально, разумеется в силу финансовых возможностей, приблизиться к этому идеалу. Помните, что выбирать катушку лучше с учетом объекта ловли. Крупнее рыба – вернее катушка. Если же вы не уверены, что сможете правильно выбрать нужную снасть, не стесняйтесь консультироваться со знакомыми и незнакомыми нахлыстовиками.  

Поделиться в соц. сетях

0

Top